Сценарий для проведения в детском саду коллективной игры, направленной на развитие логического мышления, для старших дошкольников.
Сценарий совместной интеллектуальной игры «Форт Боярд»: «На поиск Кота Алесика»
Авторы: Кравченко Р.И., заместитель заведующего по основной деятельности, Моисеенко О.С., воспитатель дошкольного образования государственного учреждения образования «Ясли – сад №2 «Солнышко» г. Костюковичи».
Участники: законные представители воспитанников и дети старшего дошкольного возраста.
Цель: развитие пространственного и алгоритмического мышления, интереса к познавательно исследовательской деятельности на примере логической операции «отрицание»; формирование умений налаживать общение в совместной игре, создание положительного настроения от участия в игре; воспитание чувства взаимопомощи, товарищества.
Ожидаемый результат:
— законные представители воспитанников познакомились с логической операцией «отрицание»;
— воспитанники закрепили навыки нахождения и объяснения отличия между предметами и явлениями, определять предмет, используя логическую операцию отрицания.
Формы работы: коллективная, подгрупповая.
Методы и приёмы: наглядные, словесные, игровые; объяснение, практические действия, создание игровой и проблемной ситуаций.
Оборудование и материалы
- Карта — схема,
- карточки (5 штук), определяющие задания,
- детский бассейн,
- удочки с магнитами (5 штук), рыбки на магнитах,
- 5 ключей,
- 2 детских стола,
- 2 танграма,
- 2 мольберта,
- карточка с изображением двух похожих домиков с отличием,
- 10 маленьких карточек с изображением похожих домиков,
- напольное полотно, карточка с изображением напольного полотна и размещенными на нем геометрическими фигурами, наборы геометрических фигур разного цвета и размера,
- костюм для взрослого «Старец Фура»,
- деревянный сундук,
- игрушка Кота Алесика,
- набор большого конструктора,
- аудиозаписи для музыкального сопровождения (по выбору музыкального руководителя),
- аудиозапись со словами благодарности от Кота Алесика,
- мешочек с «золотыми» медалями (по количеству участников).
Ход игры
(музыкальный зал украшен по теме игры, воспитанники и их законные представители в соответствующей форме сидят на стульях)
Ведущий: (тьютор)
— Здравствуйте, родители! Здравствуйте, дети! Уважаемые родители, образовательный проект «Информатика без розетки», который реализуется в нашем учреждении дошкольного образования, нацелен на подготовку будущих цифровых гениев. Логика нужна людям практически ежедневно для решения самых разных задач. Логическое мышление играет центральную роль в информатике. Работа всех без исключения современных цифровых устройств основана на логике. Так как логическое мышление не является врожденным, его необходимо развивать и очень важно начинать это в дошкольном возрасте.
И поэтому сегодня я приглашаю вас всех принять участие в интеллектуальной игре «Форт Боярд». Давайте поприветствуем каждого участника нашей игры (ведущий приглашает каждого участника, кратко охарактеризовывая его, звучит торжественная музыка):
— Самый находчивый участник игры ….. (Дмитрий)
(ребёнок выходит в центр зала)
— Самый целеустремлённый участник игры…. (Глеб)
(ребёнок выходит в центр зала и становится рядом с участником)
— Самая обаятельная участница игры…(Арина)
(ребёнок выходит в центр зала и становится рядом с участниками)
— Самая креативная участница игры… (Дарина)
(ребёнок выходит в центр зала и становится рядом с участниками)
— Самый выносливый участник игры ….. (Матвей)
(ребёнок выходит в центр зала и становится рядом с участниками)
И наши родители:
— самая активная Светлана Сергеевна, мама Дмитрия;
(участник выходит в зал и становится рядом с участниками)
— самая настойчивая Елена Николаевна, мама Глеба;
(участник выходит в зал и становится рядом с участниками)
— самый ответственный Вадим Эдуардович, папа Матвея;
(участник выходит в зал и становится рядом с участниками)
— самая эрудированная Галина Николаевна, мама Дарины;
(участник выходит в зал и становится рядом с участниками)
— самый смекалистый Дмитрий Викторович, папа Арины.
(участник выходит в зал и становится рядом с участниками)
Ведущий: Все участники игры готовы к испытаниям. Наш девиз (все участники произносят девиз):
«Сегодня учимся, играя,
А завтра — в жизни побеждаем!»
Ведущий: Я приглашаю вас в увлекательное путешествие в Форт Боярд, где вам необходимо будет проявить ваши знания, логику, смекалку, эрудицию. Форт Боярд – это крепость, которую вы должны завоевать и освободить Кота Алесика. Вам предстоит добыть 5 ключей в 5 испытаниях, сделать это не просто! Но я надеюсь, что у вас всё получится! Вы согласны проходить испытания? (ответ участников – да).
(звучит музыка и появляется старец Фура – (в роли тьютор).
Фура: Здравствуйте, смелые и находчивые! Я – старец Фура. Без меня сложно представить Форт Боярд, я обитаю на самом верху Форта, в сторожевой башне и являюсь хранителем ключей. Но ключи надёжно спрятаны, их нужно вам найти, пройдя испытания и тогда вы освободите вашего друга — Кота Алесика, которого захватили злые пираты. Вот вам карта-схема, по которой вы выполните все испытания и доберётесь до башни. Удачи вам! (Фура передаёт карту–схему ведущему и уходит)
Ведущий: Карта-схема указывает нам на первое задание, которое обозначено цифрой 1. (участники ищут в зале карточку с цифрой 1, ведущий читает задание)
Задание №1: Всех участников старец Фура приглашает на необычную «Рыбалку». Каждому из вас необходимо, с помощью удочки, «выловить» в бассейне рыбку, но, внимание! Рыбка, выловленная каждым из вас, должна быть не маленькая, не треугольной формы, не зелёного цвета! (участники вылавливают рыбу)
(Выходит Фура)
Фура: Молодцы! Первое задание вы выполнили, вы отличные рыболовы! Вот вам первый ключ.
Ведущий: Карта-схема указывает нам на следующее задание, которое обозначено геометрической фигурой – желтым квадратом. (участники ищут в зале карточку с геометрической фигурой – желтый квадрат, ведущий читает задание)
Задание №2: Перед вами 2 стола, на которых расположены логические квадраты. Если все квадраты из частей будут собраны за 1 минуту, вы получите ещё один ключ. Для выполнения задания разделимся на подгруппы, воспитанники работают за одним столом, а родители – за другим (участники разделяются на подгруппы и размещаются около столов). Внимание! Время пошло! (переворачивает песочные часы)
(Выходит Фура)
Фура: Молодцы! Два квадрата собраны! Вы настоящие мастера-интеллектуалы! Вот вам второй заслуженный ключ!
Ведущий: Карта-схема указывает нам на третье задание, которое обозначено карточкой, на которой изображен предмет – не треугольной формы, и не жёлтого цвета. (участники ищут в зале карточку с изображением предмета – не треугольной формы, и не жёлтого цвета (яблоко красное, ведущий читает задание).
Задание №3: Перед вами на мольбертах размещены по 2 домика, они очень похожи, но имеют отличия. Ваша задача, рассмотреть домики, найти в них отличия и среди набора карточек с изображением домиков, найти третий домик, который имеет отличия от первых двух и обосновать свой выбор (участники рассматривают домики, обсуждают их отличия и находят третий похожий домик, но с отличием от двух предыдущих).
(Выходит Фура)
Фура: Молодцы! И это задание вы выполнили, вот вам ещё один ключ.
Ведущий: Карта-схема указывает нам на следующее задание, которое обозначено карточкой с цифрой 4. (участники ищут в зале карточку с цифрой 4, ведущий читает задание)
Задание №4: Читать можно много, но не имея прекрасную память, всё запомнить просто невозможно. И сегодня Фура решил проверить вашу память. Сейчас я открою для вас карточку с цветными фигурами, у вас будет немного времени, чтобы её рассмотреть и запомнить порядок расположения фигур на ней. Затем я её переверну, вам же необходимо будет на напольном полотне выложить фигуры в той же последовательности, как они расположены на карточке. Внимание! Я открываю карточку. (участники выкладывают по памяти фигуры на напольном полотне, после того, как задание выполнено, ведущий открывает карточку и вместе с участниками проверяет правильность его выполнения)
(Выходит Фура)
Фура: Молодцы! И четвертое задание вы выполнили, вы имеете прекрасную память, и вы заслужили свой четвертый ключ.
Ведущий: Карта-схема указывает нам на последнее задание, которое обозначено карточкой с изображением сундука. (участники ищут в зале карточку с изображением сундука, ведущий читает задание)
Задание №5: Перед вами набор конструктора, ваша задача, сообща построить башню, как можно выше. При этом нужно использовать детали конструктора больших размеров, не зелёного и не синего цвета (участники коллективно строят башню).
(Выходит Фура)
Фура: Молодцы! И последнее задание вы выполнили, вот вам ещё один заветный заслуженный ключ. Это означает, что вы добрались до башни.
Итак, все испытания пройдены. А сейчас вы должны освободить Кота Алесика, но для этого вы внимательно должны посмотреть на свои ключи и найти тот ключ, которым вы сможете открыть вот этот сундук. У вас нету права на ошибку! ( каждый ключ представляет на конце геометрическую фигуру, участники должны выбрать ключ, который подходит по геометрической фигуре с замочной скважиной сундука.)
Ведущий: Команда готова? (да). Расскажите, каким ключом будете открывать сундук и почему (один из участников обосновывает выбор команды, открывает сундук и освобождает Кота Алесика).
Кот Алесик: (звучит аудиозапись, где Кот Алесик благодарит участников за своё спасение)
Фура: Всем большое спасибо! За проявленную смелость, находчивость и смекалку награждаю всех вас «золотыми» медалями (каждому участнику вручает «золотую» медаль победителя).
До встречи на новых испытаниях на нашей башне! Удачи и новых творческих побед! (уходит)
Ведущий: Наша игра закончилась. И теперь Кот Алесик опять будет с нашими ребятами познавать мир, учить их понимать, как работают алгоритмы. И наши маленькие гении будут управлять цифровым миром, в котором им предстоит жить в будущем, а вы, родители, должны им в этом помочь!
(звучит музыка и участники уходят).
Смотрите также в разделе «Сценарии»: