Сценарий педагогического мероприятия в средней группе
Подготовила и провела воспитатель 1 кв. категории Морозова С. Н. Управление образования города Калуги, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №50 «Алёнушка» города Калуги, 2016г.
Образовательная область: Речевое развитие.
Тема: «Времена года».
Программные задачи:
- Учить отгадывать загадки о временах года. Помочь детям понять, как правильно отгадывать загадку: с чем сравнивается отгадка. Учить детей подбирать сравнительные обороты к предметам.
- Закрепить знания детей об осени. Развивать фантазию, воображение. Развивать интонационное выделение звуков [ с ], [ ш ].
- Воспитывать любовь к родной природе, умение видеть красоту в любом времени года.
Материал и оборудование:
- игрушка Старичок-Лесовичок,
- магнитофон с записью «Шум леса»,
- изображения времён года,
- загадки и отгадки карточки-модели, изображающие явления природы,
- у детей модели, изображающие явления природы разных времён года.
Предварительная работа: рассмотреть с детьми картины, изображающие разное время года, познакомить с музыкальным произведением П. И. Чайковского «Времена года».
Ход образовательной деятельности
(Воспитатель включает запись со звуками леса – пение птиц, шум леса).
— Ребята, что мы слышим? (Шум ветра, пение птиц, скрип деревьев).
— Как вы думаете, а где это можно услышать? (В лесу).
— А в городе можно услышать шум ветра, пение птиц? (Нет). Почему? (Машины гудят, люди разговаривают).
— Как вы думаете, какое время года мы слышим? Когда птицы поют? (Весной).
— Ребята, отгадайте загадки (Дети отгадывают, а воспитатель выставляет изображения времени года):
Дел у меня немало:
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня… (Зима)
Солнце печёт,
Липа цветёт,
Рожь колосится,
Золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Летом)
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной)
Дни стали короче,
Длинней стали ночи.
Кто скажет, кто знает.
Когда это бывает? (Осенью)
— Ой, посмотрите, ребята, к нам пришёл Старичок-Лесовичок.
(Появляется Старичок-Лесовичок с мешком).
Старичок-Лесовичок: Здравствуйте, ребята. Я хозяин леса. И зимой, и летом, и осенью слежу за порядком в лесу. Всё вижу, всё знаю, что происходит в лесу.
— А что у тебя в мешке?
Старичок-Лесовичок: А это я принёс загадки для ребят, о различных явлениях природы. А, вы, любите загадки? (Да). Умеете их отгадывать? (Да). Вы будете отгадывать, а я отгадки буду выставлять на доску.
Загадка:
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло –
Скользко, весело, светло. (Лёд)
— Что за мост? Кто его построил? Из чего? Почему «мост, как синее стекло»? Когда это бывает? (Ответы детей).
(Старичок-Лесовичок выставляет карточку-модель, изображающую лёд).
Загадка:
Кто играет проводами?
Поднимает пыль клубами?
Кто к земле деревья клонит?
Кто волну речную гонит? (Ветер).
— Как ветер играет проводами? Как он может деревья наклонить? Как мы можем увидеть ветер? Когда это бывает? (Ответы детей).
(Старичок-Лесовичок выставляет карточку-модель, изображающую ветер).
Загадка:
Среди поля голубого
Яркий блеск огня большого.
Неспеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце,
Ну, конечно, это… (Солнце).
— Как солнце ходит? Как оно «землю-матушку обходит»? Почему весело светит в оконце? (Ответы детей).
(Старичок-Лесовичок выставляет карточку-модель, изображающую солнце).
Загадка:
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется во мгле
Только ноги на земле. (Дождь).
— Как это дождь ходит? У дождя есть ноги? Как дождь может прятаться? Когда бывает дождь? (Ответы детей).
(Старичок-Лесовичок выставляет карточку-модель, изображающую дождь).
Старичок-Лесовичок: Вот какие молодцы, все мои загадки отгадали. Так как же назвать и дождь, и ветер, и лёд, и солнце? (Явления природы). А теперь хотите поиграть?
Физминутка (проводится 4 раза):
Ой, ой, ой, ой, ой, ой
К нам пришёл волшебник злой. (Дети стоят и машут руками)
Он руками замахал,
Всех детей заколдовал.
Дети руки вверх подняли. (Дети превращаются в деревья)
И деревьями вдруг стали.
— Как много деревьев в лесу. Шумит лес от ветра, качается: фу – фу – фу (дети качаются). Как шелестят листочки: ш – ш – ш, с – с – с, ш – ш – ш, су – су – су красиво осенью в лесу (дети качаются, имитируя то сильный, то слабый ветер, повторяя звуки ш – ш – ш, с – с – с, ш – ш – ш, су – су – су).
— Ребята, а какое сейчас время года? (осень). Как вы догадались? (Листья сменили цвет, птицы улетают в тёплые края, стало холоднее, день стал короче и т.д.). А вам нравится осень? Почему? А осень какая? (радостная, золотая, красивая и т.д.). А что можно делать осенью? (собирать листья, бегать по лужам и т.д.).
— Выложите у себя на столе осень.
(Дети моделируют осень).
— Листва какая? Небо какое? Как люди одеваются? (Ответы детей).
— Ой, ребята, Старичку-Лесовичку пора назад в лес. Давайте скажем ему спасибо и до свиданья.
(Дети прощаются со Старичком-Лесовичком).
— Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня делали? (слушали лес, отгадывали загадки, играли со Старичком-Лесовичком, моделировали осень).
— Молодцы, вы сегодня очень постарались.