18.07.2019     0
 

Сценарий классного часа по экологии

Отредактирован

Сценарий проведения классного часа, посвященного экологии, в формате лекции-игры для учащихся начальных классов средней общеобразовательной школы, подготовила Дмитриева Виктория Владимировна.

В ходе занятия проводятся игры интеллектуальной и двигательной направленности с использованием проектора или интерактивной доски. Предполагается 1 ведущий.

Сохраним нашу зеленую планету!

Лекция-игра для учащихся начальной школы, посвященная экологии

Добрый день, ребята!

Скажите, ведь вы уже знаете, что такое экология?

Само слово «Экология» состоит из двух слов на древне-греческом языке: «ойкос» — обиталище, дом, имущество и «логос» — понятие, учение, наука.

Задумайтесь – «наука о доме»! И ведь это очень правильно. Весь окружающий нас мир – это наш родной дом. А хорошо ли жить в доме, если он завален мусором, вся мебель в нем сломана, а еда испортилась? Конечно, нет. Не просто плохо, а и опасно – можно заболеть и даже умереть.

Но тогда почему же мы так ведем себя по отношению к нашему общему дому – планете Земля?

Сегодня мы часто можем услышать, что на нашей планете создалась тяжелая экологическая обстановка. Что это значит? Это значит, что природа очень сильно загрязнена — в воздухе, почве и воде находятся ядовитые примеси, да и просто мусор, который не разлагается сам по себе. От этого страдают все — и растения, и животные, и, конечно, люди.

Наверняка вы думаете, что портят экологию нехорошие взрослые люди. А вы, дети, ничего изменить не можете. Да, безусловно, взрослые люди управляют заводами и фабриками, которые производят вредные выбросы в воду и атмосферу планеты, водят автомобили, загрязняющие воздух, удобряют поля ядовитыми средствами. Видимо в детстве их не научили любить и беречь природу.

Ну а вы, ребята, не вредите природе? Вот скажите, всегда ли вы выбрасываете упаковку от конфет или мороженого в урну? (Слушаем ответы) А ведь многие упаковки сделаны с добавлением пластиков, которые не разлагаются в природе, а значит — загрязняют ее.

Никогда не ломаете ветки кустов или деревьев просто так, для игры или от скуки? (Слушаем ответы) Неудачно сломанная ветка может привести к гибели всего растения.

А сами, по своей инициативе, без указания учителя, вы когда-нибудь сажали деревья? Расчищали ручейки? Убирали мусор на улице? (Слушаем ответы)

Вот и получается, что все мы пользуемся дарами природы – едим, дышим воздухом, пьем воду. Но ничем ей не помогаем. Да и очень плохо знаем даже нашу родную природу. Давайте вспомним хотя бы самых известных животных, птиц и растения, существующие в нашей местности.

Викторина по слайдам «Кто это?» (на слайдах демонстрируются: волк, лиса, медведь, выдра, бобер, полевка… воробей, синица, снегирь, селезень, скворец, ворона, голубь, соловей, клест, перепелка… береза, дуб, сосна, ель, липа… сирень, акация, боярышник, крыжовник, шиповник… подорожник, мать-и-мачеха, ромашка, василек, лютик… Дети должны называть: кто или что это?)

Красивые эти животные и растения, правда? А теперь попробуйте угадать то, что производит человек. И это загрязняет нашу планету, если не принимать необходимые меры:

Викторина «Что производит человек?» (Слайды показываются на ответы. Задача учеников отгадывать с любой подсказки, если не с первой, то со второй, третьей, и т.д. Чем быстрее отгадают, тем лучше):

1. Он получается, когда многие вещи становятся не нужными или ломаются.

Его можно найти везде: и в городе, и в деревне, часто вдоль дорог.

Когда он портится, на нем появляются рыжие червоточины или дырочки.

Есть специальные пункты приема, где за него можно получить немного денег.

Его переплавляют, чтобы изготовить новые вещи. (Металлолом)

_________

2. Он имеет различный цвет и очень неприятный запах.

От него снег или дождь могут стать странного цвета, например, серыми или рыжими.

В современных городах его очень часто можно увидеть над трубами заводов.

По пословице, его нет без огня.

Он бывает очень вредным для здоровья, подышав им, можно отравиться и даже умереть. (Дым)

_________

3. Для его изготовления используют песок.

Обычно оно прозрачное и бесцветное, но бывает и различных цветов.

Если вы его уроните, оно может разбиться.

Когда его сильно нагреваешь, оно становится мягким и тягучим, как карамель.

В нагретом состоянии ему можно придавать различные формы. (Стекло)

_________

4. В деревне его значительно меньше, чем в городе.

Особенно силен он там, где много разных заводов или фабрик, а так же на больших транспортных магистралях.

Из-за него человек может сильно нервничать, очень громко разговаривать, но от этого его становится только еще больше.

Его издает различная техника, приборы и машины, как бытовые, так и производственные.

Даже если он хороший, когда его много – это плохо и вредно для здоровья. От него можно даже заболеть. (Шум)

_________

5. Она бывает разных цветов – и ярких, и пастельных.

Предметы, произведенные из нее, весят меньше, чем из металла.

При горении она выделяет черный едкий дым.

В современном мире очень многое сделано из нее.

Ее нельзя просто выбрасывать куда попало, так как сама она практически не разлагается естественным образом. Ее нужно утилизировать специальными способами. (Пластмасса)

_________

Все правильно ответили! Молодцы!

А как вы думаете, кто же должен подумать о здоровье природы? Спросить: «На что жалуетесь?» Кто же может стать ее доктором и вылечить ее болезни? (Слушаем ответы)

Мы сами – часть природы. И ее болезни становятся болезнями людей. Вот стало городу нечем дышать, задыхается он от выхлопных газов автомобилей и дыма заводов — а у многих людей от этого возникают такие болезни, как астма, бронхиты и аллергия…

Разве не понятно, что, загрязняя природу, мы убиваем и себя.

К сожалению, за одни только сутки на Земле исчезает почти сто различных видов растений и животных. Даже такие простые и неприхотливые растения, как ландыш и мать-и-мачеха, уже оказались в Красной книге! Ребята, вы знаете, что такое «Красная книга»? (Слушаем ответы) 

Правильно: в нее заносят виды растений или животных, которые исчезли или находятся на грани исчезновения. Почти все исчезнувшие виды уже невозможно восстановить.

Давайте представим себя деревьями, кустами, травой и зверушками?

Когда я говорю «Деревья» — вы поднимаете руки вверх и качаете ими из стороны в сторону. Когда я говорю «Кусты» — вы беретесь за руки и чуть качаетесь. Когда я говорю «Трава» — вы трете ладошки друг о друга. А если говорю «Зверушки» — вы пальчиками «бежите» (постукиваете) по парте.

Игра «Мы и природа» (слова «деревья», «кусты», «трава», «зверушки» называются в произвольном порядке. Длительность – столько, сколько необходимо для отдыха детей)

Что же еще происходит с нашей природой?

  • Сокращается площадь леса и больше некому превращать углекислый газ в такой нужный нам для дыхания кислород.
  • Да еще и температура на планете из-за углекислого газа все время повышается. От этого тают ледники и может случиться большой потоп общепланетарного уровня.
  • Превращаются в бесплодную пыль миллиарды тонн почвы. А значит, на ней уже нельзя ничего вырастить.
  • Реки загрязнены химическими веществами от бытовой химии и выбросов заводов и фабрик. При анализе воды некоторых рек обнаружено даже наличие смертельной для людей ртути.
  • Даже продукты, которые мы едим, загрязнены химическими удобрениями. Более половины болезней людей — это последствия экологических проблем.

 

Скажите, а мы можем как то помочь или навредить природе? (Слушаем ответы)

Конечно! Вот мы сейчас и проверим, насколько вы знаете, что хорошо, а что плохо делать? Если это хорошо, то хлопаем и кричим «Да!», если плохо то топаем (если класс не на первом этаже, то топать нельзя!) и говорим «Ууу». Ясно?

Викторина «Хорошо-плохо» (на слайдах: слайд вопроса – после ответа та же фраза на зеленом или красном фоне, исходя из того, хорошо это или плохо):

• Всегда кидать мусор в урну.

• Ловить птиц.

• Срывать полевые цветы просто так.

• Выдергивать полезное растение вместе с корнем.

• Изготавливать и развешивать скворечники и кормушки.

• Производить посадки деревьев, кустарников и цветов.

• Оберегать родники.

• Не убирать за собой после пикника мусор в лесу.

• Обламывать ветки деревьев.

• Разваливать муравейники.

• Убирать мусор во дворе, сажать цветы.

• Жечь прошлогоднюю траву.

• Участвовать в уборке парков и скверов.

Молодцы! Вы отлично разбираетесь, что делать хорошо, а что плохо.

Один мудрый человек написал: «Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял – прикоснуться к Красоте можно только сердцем…»

Ребята, как вы считаете, что значат слова: “прикоснуться к красоте сердцем”? (Слушаем ответы)

— Все ли способны на это? (Слушаем ответы)

Поверьте, друзья, нам обязательно нужно научиться прикасаться к красоте живой природы сердцем, чтобы не потерять ее, не погубить. Чтобы мы сумели сохранить нашу зеленую планету, наш прекрасный мир. Сохранить и сохраниться самим.

Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам здесь.

Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети:

Еще интересно:


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария поставьте отметку, что разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных . Политика конфиденциальности

Среди сирот есть дети, похожие на вас

Какие мастер-классы вы ищете?
  • Добавить свой ответ
Adblock
detector