14.04.2016      1342      0
 

«Путешествие по народному календарю» (конспект занятия)

Отредактирован 17.02.2022

Конспект занятия на тему

«Путешествие по народному календарю»

Подготовила: Осташова Анастасия Викторовна, преподаватель МАУ ДО Омутинская ДШИ, с.Омутинское.

Цель:

  • Дать представление о гармоничном соотношении сезонного труда и развлечений в течение круглого года на примере русского земледельческого календаря.

 

Задачи:

  • Познакомить детей с праздниками и обычаями русского народа;
  • Воспитывать интерес и любовь к народным традициям;
  • научить приёмам и методам практической работы с различными материалами;
  • развивать самостоятельность, творческую активность;

 

 Материалы:

Репродукции  русских художников (Б.Кустодиев «На ярмарке»,  «Балаган», К.Маковский «Святочные гадания»,  С.Кожин «Масленица на Руси», И.Соколов «Ночь на Ивана Купала», Ю.Сергеев «Русь языческая,  «Праздник урожая» и т.д.) Фотографии русской народной одежды, интерьера русской избы, предметов быта. Изделия или рисунки предметов декоративно-прикладного искусства. Музыкальное сопровождение –  русские народные песни, колыбельные, частушки.

Материалы на диске : авторские  мультфильмы «Иван Купала». «Масленица» , «Дожинки», «Святки».

Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанный нами  дидактический материала можно использовать  и на уроках рисования в школе, и  на занятиях в художественных классах.

 Ход занятия.

Когда мы говорим и календаре, мы имеем в виду разные календари: гражданские, церковные, лунные, огородные. А что же такое народный календарь?

Наши предки исстари занимались земледелием, поэтому культура в целом и основная масса праздников носила земледельческий характер. На протяжении многих веков крестьяне наблюдали за погодными явлениями, осмысляли полученный опыт и создавали обряды и нормы общественной жизни, также многое другое.

Так  постепенно сложился народный календарь – это своего рода дневник  и  энциклопедия крестьянского быта сего праздниками и буднями.

Смотрите также:  Выставка "Мамины руки не знают скуки"

Жизненный уклад земледельца определялся в первую очередь  сменой времен года. Поворотными сроками солнечного календаря.

Годовой круг.

 «Святки»

В конце декабря наступали зимние праздники – Рождество и Святки. Святки начинались в ночь с 24 на 25 декабря и продолжались 2 недели до Крещения. Святки отмечались всеми, но в основном это был праздник молодежи: ее игры, песни, обходы домов. Посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья. По дворам ходили  колядовщики с песнями, желающими богатого урожая и достатка. Колядовщиков сопровождали ряженые. Они наряжались в вывороченную мехом наружу овчинную шубу, лицо закрывали маской или мазали его сажей.

Просмотр мультфильма «Святки»

«Масленица»

У многих народов мира переход от зимы к весне  отмечен особыми празднествами – карнавалами. На это же время приходилась и русская Масленая неделя. Она справлялась за 7 недель до Пасхи. К Масленой неделе строились первые качели и карусели. Масленица – время блинов, оладушек, сырников, пирогов и пышек. Все эти лакомства получали в первую очередь дети. На детей, получивших первый блин, возлагалась особенно ответственный обряд – закликание весны.

Кульминация праздника – костры. В начале масляной недели мастерили куклу в полный рост, наряжали ее, в воскресенье Масленицу, как образ уходящей зимы, сжигали.

Просмотр мультфильма «Масленица»

«Иван Купала»

Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных праздников в году. В нем принимало участие все население, причем традиция требовала от каждого активного включения во все обряды,  действа и особого поведения: соблюдения ряда правил, запретов, обычаев. Люди верили, что в ночь «на Ивана» природа открывает человеку свои тайные силы, клады и чудодейственные свойства цветущего мира.

Смотрите также:  Зеркало в берестяной оправе

С полдня до самого вечера купались в реках, водоемах, пели песни, водили хороводы. Собирали целебные травы. Ближе к вечеру разжигали костры, через которые прыгали девушки и парни. Девушки также гадали на суженого: сплетали венки и пускали по реке. Если венок плыл и не тонул, то брак ожидался счастливым и удачным.

Существовало такое поверье:  в ночь на Ивана Купалу зацветает папоротник;  нашедший такой цветок, сможет отыскать любой клад.

Просмотр мультфильма «Иван Купала»

«Дожинки»

В сентябре  лето кончается, осень начинается. Впереди долгая, хмурая осень, дожди, а потом долгая, холодная зима. Но еще стоят погожие теплые деньки и самое время поблагодарить природу за урожай. 28 августа — Успение Пресвятой Богородицы, по народному календарю отмечались Дожинки, оспожинки. К этому времени почти повсеместно уже заканчивалась жатва, поэтому народные обряды связаны в основном с освещением хлеба из муки нового помола. Последний сноп наряжают в сарафан, обвивают лентами, и с песнями несут на мирный пир – всеобщий стол, для которого готовят яичницу и пекут пироги. Делают народных кукол — крупеничек.

Просмотр мультфильма «Дожинки».


 

Творческая деятельность учащихся.

1. Проанализируйте произведения художников на тему русских народных   праздников.

2. Выполните эскизы многофигурной композиции для сюжетно-декоративной композиции на тему «Народные праздники. Путешествие по народному календарю».

Смотрите также:  Мероприятие "МЫ – ПЕРВЫЕ В КОСМОСЕ!"

3. Выберите сюжет, в котором можно передать  наиболее характерные  виды праздничного действия:  угощение блинами на масленицу, хороводы на Ивана Купалу, пение колядовщиков  возле домов односельчан,  ярмарочные  осенние торги.

4. До начала творческой работы решите, из каких материалов можно выполнить тот или иной мотив панорамы. Как лучше использовать свойства различных материалов для передачи материальности.

5. Изготовление различных элементов панорамы: фигур и декораций.

6. Завершающий этап работы над коллективной композицией связан с обобщением и объединением разных сюжетов в единую композицию.

Итоги занятия:

Экспонирование  готовой композиции «Путешествие по народному календарю»  на различных фестивалях и конкурсах детского творчества.

Приложение

  1 2 3 4

Список литературы:

  1. Круглый год. Русский земледельческий календарь/Сост. Вступ.ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой; Ил.Е.М.Белоусовой.-М.: Правда. 991.-496с., ил.
  2. Панкеев И.А. Русские праздники. М.: Яуза, 1998. – 256с.
  3. Шпикалова Т.Я. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.метод.пособие:В 2 ч. М.: Гуманит. Изд центр ВЛАДОС, 2001. с.272.
  4. Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, М.:Просвещение, 2003. – 176с., ил.
  5. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн: учебное пособие для суд. Высш.учеб.заведений/ Н.М. Сокольникова.- 4-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 368с.
  6. Русский быт. Для среднего школьного возраста. Серия « история России» Изд. «Белый город» М. 2012.

 

Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети:

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария поставьте отметку, что разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных . Политика конфиденциальности

Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами. View more
Согласен