Пименова Анжелика Владимировна, методист МБУК «Центр развития народных промыслов и туризма» Спасского района Нижегородской области.
Наш Спасский район, история
В период Нэпа в Новом Усаде Спасского района в 31 дворе (36 работников — кустарей) занимались вязанием сетей. В 1928 началось объединение кустарей Нового Усада в единую пряжекрутильную и сетевязальную промыслово-кооперативную артель «Красный труженик». Эта артель стала выпускать жаберные и крабовые сети, хозяйственные сумки, половые дорожки (половики), разносортную ткань (мебельную, дранку для обивки стен, бортовку, подкладываемую под борта верхней одежды, парусину, используемую для изготовления брезенте и верха обуви).
Промышленность района накануне Великой Отечественной войны была сосредоточена на крупнейшей в районе Турбанской льнопрядильной ткацкой фабрике и в промысловых артелях. В числе последних находился и «Красный труженик».
Во время война в артели поступали заказы для фронта, так в Новом Усаде вязали маскировочные сети. Другой продукции выпускалось мало.
В первые послевоенные годы структурные преобразования коснулись всей местной промышленности. Кооперативно-промысловые артели в 1956 году были преобразованы в государственные предприятия. Артель «Красные труженик» стала называться швейной фабрикой.
По мере своих поисковых экспедиций мы побывали в гостях у старожилов села Новый Усад. Женщины поделились в своих рассказах тяготами военных лет. Ведь кому-то не было и 10 лет, а работали в артели наравне со взрослыми.
В дореволюционные годы почти в каждом доме имелся ткацкий станок, выполненный на заказ у местного мастера (стоил он больших денег). Переходил этот стан из поколения в поколение. Старшие учили младших ткацкому ремеслу. На станках ткали ткани на одежду, половики, холсты.
До наших дней эти раритетные станки в нашем районе, к сожалению, не сохранились. Но нам повезло, и у одной бабушки Феоктисты Михайловны Артемьевой остался стан XVIII века. Станок, к сожалению, не в рабочем состоянии, что-то сломалось, а что-то просто потеряли и не восстанавливали из-за ненадобности, но она передала его нам в дар, за что ей большое спасибо! Имя мастера сделавшего данный ткацкий станок она не знает.
Но традиции домашнего ткачества передавались из поколения в поколение и сохранились до наших дней. Благодаря мастерам мы пробуем восстановить этот вид ремесла и надеемся, нам повезет!