Творческое развитие обучающихся посредством сказкотерапии

Оксана Алексеевна Ткачева, педагог дополнительного образования
МБУ ДО ДДТ
г. Норильск, Красноярская область

Творческое развитие обучающихся посредством сказкотерапии

Известный психолог, доктор педагогических наук А.В. Запорожец подчеркивает: «Слушание сказки… имеет важнейшее значение для формирования… внутренней психической активности, без которой невозможна никакая творческая деятельность».

С первых дней жизни ребенок осваивает пространство, в котором живет. Ребенок – человек в пути. Он рисует на странице, которая условна. Ребенок в этот прямоугольник пытается вместить тот мир, который воспринимает.

С самого рождения ребенок испытывает страх – первая человеческая эмоция при рождении. Это нормальная защитная реакция. Чувство страха сопровождает человека на протяжении всей жизни. С возрастом страхи увеличиваются за счет развития фантазии и увеличения знаний об окружающем мире. Для того, чтобы избавиться или снизить диапазон страхов, существуют такие направления как: сказкотерапия, игротерапия, арт-терапия и куклотерапия. Наши предки интуитивно понимали полезность забав, и передавали их из поколения в поколение. Современные специалисты разных областей воплотили полученные знания в практику. Такое разнообразие арт-терапевтических методик обусловлено тем, что все люди на земле разные. Одни воспринимают информацию на слух, вторые – визуально, а третьи получают ее через тактильные ощущения. Ваше внимание я бы хотела остановить на сказкотерапии.[1]

Зачем человеку нужны сказки?

Они нужны не только для забавы и развлечения, они также помогают детям решать серьезные задачи, которые встают перед ними. Сказки могут стать для детей добрыми друзьями, которые всегда придут на помощь и помогут в непростых жизненных ситуациях. В то же время, сказки являются своеобразной поддержкой для родителей, а также воспитателей, педагогов и психологов, помогая воспитывать детей и обучать их чему-либо.

В некоторых случаях сказки могут даже вылечить человека, став для него не только полезным, но и очень приятным лекарством. Сказка, несомненно, влияет на мировосприятие детей, а также на их воображение. [2]

Существуют специальные сказки, избавляющие от страхов, которые можно придумать самим. Они должны хорошо заканчиваться и обладать доброй порцией юмора.

Возможные ритуалы вхождения в сказку:

  • Использование музыки, напоминающее журчание ручейка. При этом на пол можно положить веревочку, напоминающую ручей, пройдя по которому, ребенок как бы вбирает в себя волшебную силу. После того, как дети пройдут по «ручейку» они попадают в сказку.
  • Волшебный ветер, который может перенести любого в сказочную страну. Здесь используется вентилятор, мимо которого проходят дети.
  • Звон колокольчика
    Необходимо закрыть глаза и внимательно послушать звук колокольчика, который так же переносит в мир сказки.
  • «Волшебный тоннель»
    Стулья ставятся в ряд, образуя «тоннель», который ведет в сказку (для правдоподобности можно включить лампу – свет в конце тоннеля). Детям необходимо проползти под стульями, преодолев свой страх, при этом они получат волшебную силу.

Выход из сказки должен быть таким же, как и вхождение в нее. [2]

Сказки могут быть разными и носят в себе определенные цели, например:

1. Дидактические сказки – обучающие.

Объясняют ребенку учебные дисциплины, превращая в сказку грамматическое правило или учебные дисциплины. Героями здесь становятся абстрактные понятия из школьных дисциплин: цифры, буквы, химические элементы, геометрические фигуры. Благодаря дидактическим сказкам ребенок проникается учебным материалом и проявляет интерес к учебе.

2. Медитативные сказки – специальные сказки, которые используются в сказкотерапии для проведения психологических «медитаций». Сказки – медитации – сказки, в которых нет зла, нет отрицательных персонажей. В них хорошо, светло и уютно. Они успокаивают психику, снимают психоэмоциональное напряжение. Такие сказки не нуждаются в последующем обсуждении.  

Сказочные медитации принято подразделять на два типа:

  • Статическая медитация – человек находится в удобной позе сидя или лежа, на удобной поверхности. Используют тихую, спокойную мелодию. Здесь используют сказки о путешествии в прекрасную страну на мягком ковре-самолете или облаке.
  • Динамическая медитация – отличается от статической более оживленной, веселой музыкой. Ребенок совершает определенные движения, что позволяет телу менять фазы напряжения и расслабления мышц. Такой вид медитации подходит для гиперактивных детей (продолжительность -5мин).

        В сказкотерапии выделяются три вида медитативных сказок:

  1. Осознание себя настоящего в настоящем времени
  2. Раскрытие личностного потенциала и способствование самореализации. Они адресованы идеальному «Я», живущему в человеческой душе.
  3. Знакомство с «идеальными» отношениями с окружающими. Такие сказки подходят детям и подросткам из «неблагополучных» семей, в которых существует недостаток человеческого тепла и эмоциональных связей. Эти сказки так же наглядно показывают, какие между людьми могут и должны быть отношения. [1]

Таким образом, можно сказать, что медитативные сказки – своеобразный отдых от проблем. Они также подходят не только детям и подросткам, но и беременным женщинам и людям, проходящим реабилитацию после болезни.

Взрослому кажется, что сказки – чепуха. Для ребенка это – составляющие жизни, которые делают ее радостной, полноценной. Сказки учат многим важным вещам, нравственным основам и необходимым социальным навыкам, помогают снять излишнее психологическое напряжение, а также влияют на воображение детей, развивают фантазию.

Список литературы:
Арт. – терапия в практической психологии и социальной работе. Киселева М.В. 2007 – 336 с.
Игротерапия и сказкотерапия: Развиваемся, играя/ О.Н. Капшук – Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2011 – 221, [1] с. – (Школа развития).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети.

Предыдущая статья: Следующая статья:

Подписывайтесь на новости сайта:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Свежие записи
 Рубрики
 Еще интересно:
alibonus stopor
"Коробочка идей и мастер-классов". Образовательный портал © 2011-2017 ·  Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 69086 от 14.03.2017г. · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: