«Ожившие образы русской вышивки. Панно: образ Богини Макоши»

Дорогие читатели! Многие из вас интересуются темой народных кукол, культуры, обычаев, традиций и мифологии наших прадедов, и среди вас немало педагогов, поэтому вам будет интересен материал, который подготовила преподаватель Осташова Анастасия Викторовна, МАУ ДО ОДШИ, с.Омутинское. Будем рады увидеть и другие ваши работы на тему народного творчества.

Конспект занятия на тему:

 «Ожившие образы русской вышивки. Панно: образ Богини Макоши»

От творческого замысла к художественному воплощению

 Цель:

Исследование символики русской вышивки и создание творческих работ,  навеянных  древними мотивами.

Задачи:

 Обучающие: знакомить с древними образами русских вышивок, учить передавать характерные орнаментальные композиции.

Развивающие:  развивать воображение в процессе создания эскиза Макоши.

Воспитательные: формировать интерес и уважение к культуре своего народа.

Материалы:

1. Технологическая карта « Макошь».

2. Материалы : эскиз, лоскуты ткани, элементы панно (лицо, птицы) из соленого теста, ножницы, клей, тесьма, ленты, бусы для отделки, краски.

Ход занятия:

        Сегодня мы продемонстрируем  процесс создания  панно  «Макошь»:  от  творческого замысла  к  художественному воплощению.

        Источником вдохновения послужили мотивы русских вышивок, элементы русского народного костюма, картины русских художников.

         Особенно заинтересовал  нас  женский образ, часто встречающийся в различных вариантах на рушниках.  Это образ богини Макоши, олицетворяющей  Мать-сыру-землю, посредницы между небом и землей. Макошь – женское божество изобилия, «мать урожая».

Почему Макошь на полотенцах для весенних обрядов изображалась с воздетыми к небу руками? Если руки у фигурки подняты вверх – она призывает силу, если опущены вниз – силу сохраняет. Иногда  богиня держит в руках птиц.

            Итак, образ найден. При создании панно решено было сохранить характерный  облик Макоши – с птицами в руках.  Для дальнейших творческих поисков обращаемся к богатству и разнообразию русского народного костюма.  Русская крестьянка, готовившая себе одежду долгими зимними вечерами, была настоящим художником. Из ткани домашней выработки и купленных на ярмарке материалов – шелковых лент, золотых и серебряных галунов, шерстяной пряжи – она создавала подлинное произведение искусства, в котором не стыдно было показаться на люди.

           Сегодня эти костюмы, бережно собранные искусствоведами и этнографами, украшают музейные залы и вызывают наше восхищение не меньше, чем картины и скульптуры известных мастеров. Русские народные костюмы являются неиссякаемым источником вдохновения для многих художников- модельеров.

          В книге «Костюм в России XV – XX  века» (Москва, 2000) мы  находим превосходные образцы русского народного костюма начала XX века нижегородской губернии.

          Таким образом, в результате изученной литературы сложился определенный женский образ, который мы затем  собираемся воплощать в материале. С этой целью были выполнены черно-белые эскизы, а затем окончательный вариант в цвете. Панно будет создаваться в ограниченной цветовой палитре: красный, белый, золотой, бежевый цвета. Это нужно для получения цельности образа. В то же время, яркие праздничные цвета будут способствовать мажорному, жизнеутвержающему настроению нашей работы.

В программе « Adobe Photoshope»  мы создали технологическую карту для своего панно.

makosh

         После окончательной доработки эскиза мы обратились к поискам материала и технологии изготовления нашего панно. Решено было создавать его в виде барельефа – выступающим над плоскостью фона. Из соленого теста были вылеплены птицы и лицо Макоши. После полной просушки заготовки раскрасили. Из подходящих по цвету лоскутов ткани  выкраивались части костюма. На заготовку сарафана контурной краской, имитирующее золотое шитье, был нанесен узор.  Для отделки костюма использовался бисер, стеклярус, золотая тесьма. С помощью техники гильоширование (выжигание по ткани) также была изготовлена часть украшающих элементов. Таким образом, с помощью различных материалов и технологий  была создана стилизация русского народного костюма.

m2

        В качестве основы для панно был взят плотный картон, обтянутый х/б тканью. Ткань предварительно «состарили», окрасив в бежевый цвет. На заключительном этапе изготовления панно наступает процесс соединения отдельных элементов в единый образ. Для скрепления фрагментов используется  клеевой пистолет, позволяющий быстро и надежно склеивать все элементы.  Для удобства  сборки на основу наносятся легкие линии карандашом. В процессе изготовления костюма мы не пользовались готовыми выкройками, а импровизировали и драпировали ткань свободно. Поэтому в окончательном варианте можно что-то откорректировать ножницами, иголкой с ниткой.  Готовое панно оформляем в раму.

m3

Подведение итогов:

      Колдовская сила русского костюма так велика, что,  однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав её связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, уже не можешь оторваться от неё. Русский костюм вдохновлял и вдохновляет многих художников, модельеров и просто творческих людей на поиски идей для вдохновения.  Каждый из них находит свои идеи для творчества, свое видение  народной красоты. Мы же стремились показать ученикам, откуда и как можно черпать идеи для творчества, а также показать процесс создания художественного образа от творческих замыслов до их воплощения в материале.

 Список литературы:

  1. «Русская вышивка XVII – начала XX века» Е. Моисеенко (Ленинград, 1978);
  2. «Русская вышивка и кружево» Л.В. Ефимова, Р.М. Белогорская (Москва, 1982);
  3. «Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» М. Забылин (Москва, 1880)
  4. «Костюм в России XVXX века» Л.В. Ефимова, Т.С. Алешина, С.Ю. Самонин (Москва, 2000)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите клавиши Ctrl+Enter. Спасибо, что помогаете делать наш портал лучше!

Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети.
ded moroz 550
Подписка на новости сайта

Прочитал и согласен с договором оферты
Посмотрите также:
Куколки День и Ночь
Сегодня покажу, как сделать простых куколок День-Ночь своими руками. Эти куколки - оберег дома, бела...
Кукла Филипповка - хозяйкам на подмогу
Народная кукла Филипповка Размещаю еще один мастер класс из моей книги. Очень уж мне нравится эта к...
Кукла Спиридон-Солнцеворот
Народная кукла Спиридон-Солнцеворот Раз зимнее солнцестояние, то есть самый короткий день в году, -...
Колядки на Рождество и кукла Коза
Еще одна работа на наш новогодний конкурс от Людмилы Евсеевой.  Номинация "Креативный Новый год...
Кукушечка из травы
Про интересный обряд «Похороны кукушки», совершавшийся в первый понедельник после Троицы, когда 12-л...
Народная тряпичная кукла "Сорока-белобока"
Еще один мастер-класс по народной тряпичной кукле от Олеси Косыревой. "Представляю вам куклу...
"Колокольчик "Рождественский Ангелочек" из бересты
"Колокольчик "Рождественский Ангелочек" из бересты "Мастер-класс "Колоколь...
Мастер-класс "Создание панно посредством традиционных материалов угорских народов»
Дорогие читатели! На наш конкурс мастер-классов "Осенний калейдоскоп" пришла первая работа...
Предыдущая статья: Следующая статья:

Поделитесь своим мнением
Оставляя комментарий на сайте, Вы соглашаетесь на публикацию и обработку Ваших персональных данных администрацией сайта. Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Свежие записи
 Рубрики
stopor
"Коробочка идей и мастер-классов". Образовательный портал © 2011-2017 ·  Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 69086 от 14.03.2017г. ·

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress
Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: