22.01.2017     1

Рисуем… музыку!

Отредактирован 03.02.2019

Рисуем…музыку!

Людмила Валерьевна Зымалева, художник-график,

член Профессионального Союза Художников, член ТОРН,

преподаватель худ.графа МПГУ,

учитель НОЧУ СОШ «Москвич»,

преподаватель творческой мастерской «Скоморохи»,

Москва.

Анна Камынина 3 класс

Анна Камынина 3 класс

Не секрет, что изобразительная деятельность представляет огромный интерес для детей разного возраста, а уроки изобразительного искусства содержат в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития ребенка. И то, что мир изобразительного искусства тесно связан с миром музыки и литературы, тоже далеко не новость. Стоит только вспомнить о том, что многие художники так же писали стихи или музыку: яркий пример, Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис, который одновременно был признанным художником, музыкантом и композитором, а так же проявлял себя и в мире поэзии.

Интегрированные уроки и занятия пробуждают интерес к предмету, снимают напряженность, неуверенность, помогают сознательному усвоению материала, тем самым, обеспечивая формирование творческих способностей учащихся, так как позволяют вести не только учебную, но и исследовательскую деятельность. Но если связь с литературой в студиях и школах довольно сильно выражена через выполнение иллюстраций, то интеграция с музыкой зачастую либо поверхностна, либо отсутствует. Распространено музыкальное сопровождение занятий: во многих программах по изобразительному искусству, например, в программе Б.М. Неменского в моменты практической и самостоятельной работы детей рекомендуется негромко включать приятную классическую или иную инструментальную музыку (лучше без слов – так как слова воспринимаются как дополнительная информация, и особенно, если они незнакомы, невольно заставляют сосредотачивать на них внимание). Сочинения композиторов, в которых передается шум дождя, ритм шагающих ножек, голос птиц или просто эмоциональное состояние не только обогатят сенсорный опыт ребенка, но и создадут у детей приятное настроение, помогут сосредоточиться на задании, вызовут желание выполнять его. Музыка великих русских и зарубежных композиторов: Баха, Моцарта, Чайковского, Глинки, народные русские мотивы и народные мотивы разных стран мира (Англии, Шотландии, Китая, Японии и др.), как нельзя лучше дополняют урок изобразительного искусства, а так же повышают музыкальную любознательность ребенка. Нередко ребята просят переписать им кассету или диск, или рассказать, где можно их приобрести и слушают музыку дома.

Сопровождение уроков музыкой, использование музыки как фона для создания определенного настроения, безусловно, полезно, но полноценной интеграцией не является. Если говорить о настоящей полноправной взаимной связи мира изобразительного искусства с музыкой, то музыке рекомендуется посвящать отдельные темы, например, «Я рисую музыку» — создание творческой абстрактной композиции «по представлению» под звуки музыки.

Нарисовать… музыку… Звучит как оксюморон. Как нарисовать то, чего не видно?! И тут как никогда остро встает вопрос о развитии абстрактного мышления.

Тема Жуков 5 лет

Тема Жуков 5 лет

Стоит ли говорить, о том, что способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека, которая, судя по всему, сформировалась одновременно с языковыми навыками и во многом благодаря языку? Любое творчество требует абстрактного мышления – манипуляции с символами. Без абстрактного мышления невозможно представить развитие науки и искусства. Некоторые люди склонны считать, что абстрактное мышление подобно музыкальному слуху: оно или есть, или нет – это является опасным заблуждением. Абстрактное мышление можно и нужно развивать (кстати, как и музыкальный слух), зародыши его имеются у каждого ребенка, но без должного развития они зачахнут так же, как и растения без воды и света. Играм и упражнениям, позволяющим эффективно развивать абстрактное мышление, посвящено множество разнообразных учебных пособий, его развитием занимаются в детских садах, студиях и кружках.


Элементы развития абстрактного мышления, претворения его в практический выразительный результат, встречаются на многих уроках рисования, но приходит время осознанно познакомить детей с максимально реализованными возможностями абстрактного мышления в сфере изобразительного искусства – с направлением которое так и называется «абстракционизм».

Сознательное знакомство с абстракционизмом редко встречается на уроках в студиях, садах или общеобразовательной школе в начальных классах. Абстракционизм, как нечто сложное для восприятия и неоднозначное для осмысления стараются либо вообще не изучать, либо знакомят с ним уже в средней и старшей школе на уроках мировой художественной культуры, считая, что дети, в возрасте до 12 лет, что называется «не доросли» до такой темы.

В итоге, как показывает практика, результат получается обратный ожидаемому. Дети, которые «доросли» без опыта восприятия сначала стилизации, затем абстрактных форм творчества, в лучшем случае относятся к абстракционизму с недоумением, в худшем — воспринимают с издевкой. Начинаются негативно-иронические высказывания: «Я такое каля-маля в 5 лет рисовал», «Наверное, это картины пациентов сумасшедшего дома» и прочее. Такова природа человека – все непознанное, непривычное, зачастую вызывает отторжение, то, непонятное, что кажется опасным – страх и ненависть, а то, что не представляет явной угрозы – насмешку. Такое поведение, к сожалению, встречается и у многих взрослых людей.

Но дети, особенно дошкольники и ученики начальных классов, имеют перед взрослыми одно большое преимущество – у них еще почти нет «заштампованности» мышления. И предложение нарисовать «портрет музыки» или «дружбы» не вызывает у них ступора, а тем более насмешки.

То, что какие-то понятия, чувства, взаимоотношения, природные физические явления (добро, дружба, любовь, ветер, звук и пр.) невидимые глазу, можно сделать зримыми с помощью творческой фантазии, становится для ребенка одновременно и откровением, и является знакомым ему с детства умением рисовать «волшебное».

Марсов Федор 1 класс

Марсов Федор 1 класс

Что же использует художник, чтоб зритель сразу понял – перед ним картина, изображающая понятие, явление, то, что существует, но то, что не имеет зримого образа?

Абстракционизм (от лат. abstractiо – отвлечение), беспредметное искусство, одно из самых влиятельных художественных направлений 20 в., возникшее в начале 1910-х гг. В основе творческого метода абстракционизма – полный отказ от «жизнеподобия», изображения форм реальной действительности. Абстрактная картина строится на соотношениях цветных пятен, линий, штрихов; скульптура – на комбинациях объёмных и плоских геометризованных форм. При помощи отвлечённых построений художники хотели выразить внутренние закономерности и интуитивно постигаемые сущности мира, Вселенной, скрытые за видимыми формами.

Мила Чебакова 1 класс

Мила Чебакова 1 класс

Ребята в возрасте от 6 до 8 лет естественно воспринимают стилистику абстракционизма. Пятна, линии, узоры – все это живо интересует юного художника, он так или иначе сам обращается к этим формам в своем творчестве, он пока еще лишен или почти лишен распространенного взрослого недоверия к «простому». И вот ребенок узнает, что у музыки есть… настроение! А некоторые дети уже знакомы с такой характеристикой по беседам на музыкальных занятиях. Далее учитель беседует с ребятами о том, какие бывают цветовые ассоциации с разными видами настроения, например, красный цвет может означать активность, силу; зеленый – спокойствие; красный и желтый вместе – веселье.

Но не только цвет может помочь нарисовать «портрет музыки», но и формы. Учитель спрашивает, если звучит медленная тихая мелодия, то можно ли изобразить ее короткими ритмичными черными полосками? Ребята отвечают, что нельзя и предлагают свои варианты, например, можно нарисовать длинные волнистые голубые линии, кто-то из учеников даже показывает руками движения – ассоциации продолжаются в иной плоскости — пластической!

Какая бездна чистого, свободного вдохновения открывается перед человеком, который знаком с языком ассоциаций, поэзией абстракции! Он может выразить одну и ту же тему в музыке, изобразительном искусстве, слове, танце! Вряд ли найдется человек, который откажется обладать такой возможностью, но для этого, необходимо расширять рамки восприятия с самого детства — для современного культурного человека красота и смысловое наполнение абстракционизма, должно быть само собой разумеющимся фактом, а не отвлеченным «абстрактным понятием».

Практический совет:

Для рисования музыки у самых маленьких можно взять два-три контрастных музыкальных произведения: тихое, нежное/громкое, веселое/бурное, напряженное. Для 30-40-ти минутного занятия необходимо «расширить репертуар». Вот моя любимая подборка классики, которая не раз чудесным образом служила натурой для рисования своего портрета:

  • Бетховен. «Лунная соната».
  • Чайковский. «Вальс цветов».
  • Вивальди. «Летняя гроза».
  • Бах. Ария «Воздух».
  • Римский-Корсаков. «Полет шмеля».
  • Мендельсон. «Свадебный марш».

Ученику можно предложить четко разделить лист на части, соответствующие количеству музыкальных произведений, но предпочтительнее строить композицию на основе взаимодействия музыкальных произведений, т.е. рисовать так, чтоб музыка «переходила из одной в другую, общалась друг с другом».

Учитель может рисовать произведения одновременно с детьми (при этом, не поощряя копирование своей работы), наглядно поясняя, как именно можно применять для создания «портрета музыки» выразительные средства абстракционизма: пятна, линии, геометрические фигуры.

Учительские пояснения Луннас соната, Вальс Цветов,  Летняя гроза,

Учительские пояснения Луннас соната, Вальс Цветов, Летняя гроза,

Учительские пояснения к предыдущим произведениям добавился Воздух

Учительские пояснения к предыдущим произведениям добавился Воздух

Заврешенный вариант учительских пояснений

Завершенный вариант учительских пояснений

Маруся Коваленко 5 лет начинает рисовать Лунную сонату

Маруся Коваленко 5 лет начинает рисовать Лунную сонату

Маруся нарисовала Летнюю грозу

Маруся нарисовала Летнюю грозу

Марусина готовая работа

Марусина готовая работа

Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам здесь.

Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети:

Еще интересно:

Посмотрите также:
Кораблик из бересты
Мастер-класс на конкурс "Подарки своими руками" к 23 февраля - "Кораблик из бересты". Автор работы ...
Пони из мультика - рисунок карандашом и аппликация
Пони – это очаровательные маленькие лошадки, которые уже очень давно стали героями разнообразных ком...
Крокодил из компакт-дисков
Работа на конкурс поделок "Вторая жизнь вещей" - мастер-класс Золотой Виктории Анатольевны, педагога...
Мастер-класс «Новогодний сувенир – День и Ночь»
Дорогие читатели, встречайте мастер-класс "Традиционная народная игрушка из лыка Сызранского района ...
Цыпленок пасхальный
Автор: Петрова Дарья, 8 лет, 1 класс Специальной коррекционной школы г.Белебей. Руководитель: пси...
«Морковная осень»
Конкурсная работа от Ольги и Димы Шевцовых из Краматорска. "Где же тут морковка? – спросите вы. А...
Знакомьтесь: Детский сад № 267 города Ижевска
Хочу представить вам рассказ об интересном детском садике города Ижевска, хорошо знакомом нашим пост...
"Панно-аппликации с важной информацией" для школьной столовой
 Практико-ориентированнный социальный проект «Панно-аппликации с важной информацией» Разработала: ...
Поделка из ткани "Пасхальная курочка"
МАСТЕР-КЛАСС "ПАСХАЛЬНАЯ КУРОЧКА" Автор работы - Колмогорова Наталья Ивановна, педагог дополнительн...
"Им было только 20 лет"
Рады вам представить новые работы нашего конкурса, посвященного Дню Победы. Поделка к 9 Мая. «Им бы...
Декоративная композиция «Светлой Пасхи!»
Мастер–класс: декоративная композиция «Светлой Пасхи!» Техника: рисунок и аппликация. Автор: Хим...
Эбру - рисунок на воде
Вот и первая работа на наш конкурс, ее прислала Эльвира из Челябинска. Номинация "Учусь быть волшебн...

Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Ольга:

    Такие занятия встречать не приходилось, но знаю людей, которые занимались одновременно в художественной школе и танцами и довольно-таки успешно. Они и профессии для себя выбрали, связанные с творчеством.

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария поставьте отметку, что разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных . Политика конфиденциальности

Среди сирот есть дети, похожие на вас

Какие мастер-классы вы ищете?
  • Добавить свой ответ
Adblock
detector