Оксана Алексеевна Ткачева, педагог дополнительного образования МБУ ДО ДДТ г. Норильск, Красноярская область
Творческое развитие обучающихся посредством сказкотерапии
Известный психолог, доктор педагогических наук А.В. Запорожец подчеркивает: «Слушание сказки… имеет важнейшее значение для формирования… внутренней психической активности, без которой невозможна никакая творческая деятельность».
С первых дней жизни ребенок осваивает пространство, в котором живет. Ребенок – человек в пути. Он рисует на странице, которая условна. Ребенок в этот прямоугольник пытается вместить тот мир, который воспринимает.
С самого рождения ребенок испытывает страх – первая человеческая эмоция при рождении. Это нормальная защитная реакция. Чувство страха сопровождает человека на протяжении всей жизни. С возрастом страхи увеличиваются за счет развития фантазии и увеличения знаний об окружающем мире. Для того, чтобы избавиться или снизить диапазон страхов, существуют такие направления как: сказкотерапия, игротерапия, арт-терапия и куклотерапия. Наши предки интуитивно понимали полезность забав, и передавали их из поколения в поколение. Современные специалисты разных областей воплотили полученные знания в практику. Такое разнообразие арт-терапевтических методик обусловлено тем, что все люди на земле разные. Одни воспринимают информацию на слух, вторые – визуально, а третьи получают ее через тактильные ощущения. Ваше внимание я бы хотела остановить на сказкотерапии.[1]
Зачем человеку нужны сказки?
Они нужны не только для забавы и развлечения, они также помогают детям решать серьезные задачи, которые встают перед ними. Сказки могут стать для детей добрыми друзьями, которые всегда придут на помощь и помогут в непростых жизненных ситуациях. В то же время, сказки являются своеобразной поддержкой для родителей, а также воспитателей, педагогов и психологов, помогая воспитывать детей и обучать их чему-либо.
В некоторых случаях сказки могут даже вылечить человека, став для него не только полезным, но и очень приятным лекарством. Сказка, несомненно, влияет на мировосприятие детей, а также на их воображение. [2]
Существуют специальные сказки, избавляющие от страхов, которые можно придумать самим. Они должны хорошо заканчиваться и обладать доброй порцией юмора.
Возможные ритуалы вхождения в сказку:
- Использование музыки, напоминающее журчание ручейка. При этом на пол можно положить веревочку, напоминающую ручей, пройдя по которому, ребенок как бы вбирает в себя волшебную силу. После того, как дети пройдут по «ручейку» они попадают в сказку.
- Волшебный ветер, который может перенести любого в сказочную страну. Здесь используется вентилятор, мимо которого проходят дети.
- Звон колокольчика
Необходимо закрыть глаза и внимательно послушать звук колокольчика, который так же переносит в мир сказки. - «Волшебный тоннель»
Стулья ставятся в ряд, образуя «тоннель», который ведет в сказку (для правдоподобности можно включить лампу – свет в конце тоннеля). Детям необходимо проползти под стульями, преодолев свой страх, при этом они получат волшебную силу.
Выход из сказки должен быть таким же, как и вхождение в нее. [2]
Сказки могут быть разными и носят в себе определенные цели, например:
1. Дидактические сказки – обучающие.
Объясняют ребенку учебные дисциплины, превращая в сказку грамматическое правило или учебные дисциплины. Героями здесь становятся абстрактные понятия из школьных дисциплин: цифры, буквы, химические элементы, геометрические фигуры. Благодаря дидактическим сказкам ребенок проникается учебным материалом и проявляет интерес к учебе.
2. Медитативные сказки – специальные сказки, которые используются в сказкотерапии для проведения психологических «медитаций». Сказки — медитации – сказки, в которых нет зла, нет отрицательных персонажей. В них хорошо, светло и уютно. Они успокаивают психику, снимают психоэмоциональное напряжение. Такие сказки не нуждаются в последующем обсуждении.
Сказочные медитации принято подразделять на два типа:
- Статическая медитация – человек находится в удобной позе сидя или лежа, на удобной поверхности. Используют тихую, спокойную мелодию. Здесь используют сказки о путешествии в прекрасную страну на мягком ковре-самолете или облаке.
- Динамическая медитация – отличается от статической более оживленной, веселой музыкой. Ребенок совершает определенные движения, что позволяет телу менять фазы напряжения и расслабления мышц. Такой вид медитации подходит для гиперактивных детей (продолжительность -5мин).
В сказкотерапии выделяются три вида медитативных сказок:
- Осознание себя настоящего в настоящем времени
- Раскрытие личностного потенциала и способствование самореализации. Они адресованы идеальному «Я», живущему в человеческой душе.
- Знакомство с «идеальными» отношениями с окружающими. Такие сказки подходят детям и подросткам из «неблагополучных» семей, в которых существует недостаток человеческого тепла и эмоциональных связей. Эти сказки так же наглядно показывают, какие между людьми могут и должны быть отношения. [1]
Таким образом, можно сказать, что медитативные сказки – своеобразный отдых от проблем. Они также подходят не только детям и подросткам, но и беременным женщинам и людям, проходящим реабилитацию после болезни.
Взрослому кажется, что сказки — чепуха. Для ребенка это — составляющие жизни, которые делают ее радостной, полноценной. Сказки учат многим важным вещам, нравственным основам и необходимым социальным навыкам, помогают снять излишнее психологическое напряжение, а также влияют на воображение детей, развивают фантазию.
Список литературы:
Арт. – терапия в практической психологии и социальной работе. Киселева М.В. 2007 – 336 с.
Игротерапия и сказкотерапия: Развиваемся, играя/ О.Н. Капшук – Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2011 – 221, [1] с. – (Школа развития).