07.11.2016     0
 

Творческое развитие обучающихся посредством сказкотерапии

Отредактирован 03.02.2019

Оксана Алексеевна Ткачева, педагог дополнительного образования
МБУ ДО ДДТ
г. Норильск, Красноярская область

Творческое развитие обучающихся посредством сказкотерапии

Известный психолог, доктор педагогических наук А.В. Запорожец подчеркивает: «Слушание сказки… имеет важнейшее значение для формирования… внутренней психической активности, без которой невозможна никакая творческая деятельность».

С первых дней жизни ребенок осваивает пространство, в котором живет. Ребенок – человек в пути. Он рисует на странице, которая условна. Ребенок в этот прямоугольник пытается вместить тот мир, который воспринимает.

С самого рождения ребенок испытывает страх – первая человеческая эмоция при рождении. Это нормальная защитная реакция. Чувство страха сопровождает человека на протяжении всей жизни. С возрастом страхи увеличиваются за счет развития фантазии и увеличения знаний об окружающем мире. Для того, чтобы избавиться или снизить диапазон страхов, существуют такие направления как: сказкотерапия, игротерапия, арт-терапия и куклотерапия. Наши предки интуитивно понимали полезность забав, и передавали их из поколения в поколение. Современные специалисты разных областей воплотили полученные знания в практику. Такое разнообразие арт-терапевтических методик обусловлено тем, что все люди на земле разные. Одни воспринимают информацию на слух, вторые – визуально, а третьи получают ее через тактильные ощущения. Ваше внимание я бы хотела остановить на сказкотерапии.[1]

Зачем человеку нужны сказки?

Они нужны не только для забавы и развлечения, они также помогают детям решать серьезные задачи, которые встают перед ними. Сказки могут стать для детей добрыми друзьями, которые всегда придут на помощь и помогут в непростых жизненных ситуациях. В то же время, сказки являются своеобразной поддержкой для родителей, а также воспитателей, педагогов и психологов, помогая воспитывать детей и обучать их чему-либо.

В некоторых случаях сказки могут даже вылечить человека, став для него не только полезным, но и очень приятным лекарством. Сказка, несомненно, влияет на мировосприятие детей, а также на их воображение. [2]

Существуют специальные сказки, избавляющие от страхов, которые можно придумать самим. Они должны хорошо заканчиваться и обладать доброй порцией юмора.

Возможные ритуалы вхождения в сказку:

  • Использование музыки, напоминающее журчание ручейка. При этом на пол можно положить веревочку, напоминающую ручей, пройдя по которому, ребенок как бы вбирает в себя волшебную силу. После того, как дети пройдут по «ручейку» они попадают в сказку.
  • Волшебный ветер, который может перенести любого в сказочную страну. Здесь используется вентилятор, мимо которого проходят дети.
  • Звон колокольчика
    Необходимо закрыть глаза и внимательно послушать звук колокольчика, который так же переносит в мир сказки.
  • «Волшебный тоннель»
    Стулья ставятся в ряд, образуя «тоннель», который ведет в сказку (для правдоподобности можно включить лампу – свет в конце тоннеля). Детям необходимо проползти под стульями, преодолев свой страх, при этом они получат волшебную силу.

Выход из сказки должен быть таким же, как и вхождение в нее. [2]

Сказки могут быть разными и носят в себе определенные цели, например:

1. Дидактические сказки – обучающие.

Объясняют ребенку учебные дисциплины, превращая в сказку грамматическое правило или учебные дисциплины. Героями здесь становятся абстрактные понятия из школьных дисциплин: цифры, буквы, химические элементы, геометрические фигуры. Благодаря дидактическим сказкам ребенок проникается учебным материалом и проявляет интерес к учебе.

2. Медитативные сказки – специальные сказки, которые используются в сказкотерапии для проведения психологических «медитаций». Сказки — медитации – сказки, в которых нет зла, нет отрицательных персонажей. В них хорошо, светло и уютно. Они успокаивают психику, снимают психоэмоциональное напряжение. Такие сказки не нуждаются в последующем обсуждении.  

Сказочные медитации принято подразделять на два типа:

  • Статическая медитация – человек находится в удобной позе сидя или лежа, на удобной поверхности. Используют тихую, спокойную мелодию. Здесь используют сказки о путешествии в прекрасную страну на мягком ковре-самолете или облаке.
  • Динамическая медитация – отличается от статической более оживленной, веселой музыкой. Ребенок совершает определенные движения, что позволяет телу менять фазы напряжения и расслабления мышц. Такой вид медитации подходит для гиперактивных детей (продолжительность -5мин).

        В сказкотерапии выделяются три вида медитативных сказок:

  1. Осознание себя настоящего в настоящем времени
  2. Раскрытие личностного потенциала и способствование самореализации. Они адресованы идеальному «Я», живущему в человеческой душе.
  3. Знакомство с «идеальными» отношениями с окружающими. Такие сказки подходят детям и подросткам из «неблагополучных» семей, в которых существует недостаток человеческого тепла и эмоциональных связей. Эти сказки так же наглядно показывают, какие между людьми могут и должны быть отношения. [1]

Таким образом, можно сказать, что медитативные сказки – своеобразный отдых от проблем. Они также подходят не только детям и подросткам, но и беременным женщинам и людям, проходящим реабилитацию после болезни.

Взрослому кажется, что сказки — чепуха. Для ребенка это — составляющие жизни, которые делают ее радостной, полноценной. Сказки учат многим важным вещам, нравственным основам и необходимым социальным навыкам, помогают снять излишнее психологическое напряжение, а также влияют на воображение детей, развивают фантазию.

Список литературы:
Арт. – терапия в практической психологии и социальной работе. Киселева М.В. 2007 – 336 с.
Игротерапия и сказкотерапия: Развиваемся, играя/ О.Н. Капшук – Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2011 – 221, [1] с. – (Школа развития).

Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам здесь.

Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети:

Еще интересно:

Посмотрите также:
Объёмная картина «из ткани Горшочек с цветами»
Наименование: Мастер-класс по рукоделию. Название. Объёмная картина «Горшочек с цветами» Автор: Фа...
Альбом для новорожденного в технике скрапбукинг
Альбом для новорожденного в технике скрапбукинг Автор мастер-класса: Золотая Виктория Анатольевна, ...
Общешкольное мероприятие: «Здравствуй, Масленица!»
Сценарий школьного праздника Масленицы Сценарий школьного праздника Масленицы. Действие проходит сн...
Кофейная Птица счастья
Мастер-класс в номинацию "Подарки к 8 марта" - мягкая кофейная игрушка "Птица счастья". Автор: Тимо...
«Ожившие образы русской вышивки. Панно: образ Богини Макоши»
Дорогие читатели! Многие из вас интересуются темой народных кукол, культуры, обычаев, традиций и миф...
Мастер–класс по Энкаустике «Космический путешественник»
Мастер – класс по Энкаустике (техника рисования расплавленным воском):  «Космический путешествен...
«Мое село – ты песня и легенда»
День села (сценарий) Сценарий праздника "День села" подготовила Заведующая клубом Валентина Алексан...
Зеркало в берестяной оправе
Автор работы на конкурс "Подарки своими руками" - Колмогорова Наталья Ивановна, педагог дополнительн...
Мандала к Дню Победы
Педагог дополнительного образования Обабкова Валентина Ивановна (МБУ ДО СЮТ №2  г. Нижний Тагил) под...
Пасхальный рушнычок - оберег
Продолжаем публиковать интересные методические разработки преподавателей. Мастер класс на тему: "...
Игрушка из флиса «Малыш ИнопланеТяша»
Игрушка из флиса «Малыш ИнопланеТяша» мастер–класс на конкурс "Космос-55"  Автор: Тимофеева Анн...
Картина в технике витраж "Рождество"
Автор новой конкурсной работы - Колмогорова Наталья Ивановна, педагог дополнительного образования ГБ...

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария поставьте отметку, что разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных . Политика конфиденциальности

Среди сирот есть дети, похожие на вас

Какие мастер-классы вы ищете?
  • Добавить свой ответ
Adblock
detector