Народные сказки о куклах

Для желающих почитать народные сказки, в которых присутствуют куклы.

“Василиса Прекрасная”

 “Князь Данила-Говорила”

“Морской царь и Василиса Премудрая”

“Царевна в подземном царстве”

Индийская сказка про куклу

Норвежская сказка “Куколка в траве”

В книге “Исторические Корни Волшебной Сказки” Владимир Пропп пишет о куколках, фигурирующих в сказках:

Итак, рассмотрение некоторых волшебных предметов опять приводит нас к той области, к которой приводит рассмотрение многих других элементов: к царству мертвых.
К этой же сфере приводит рассмотрение еще одного предмета, который стоит на границе волшебных помощников и волшебных предметов, а именно — куколок.
Такая куколка фигурирует в сказке “Василиса Прекрасная” (Афанасьев А.Н. Народные русские сказки, т.1–3). Здесь умирает мать: “Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: “Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета””. Азадовский, Андреев и Соколов, издававшие Афанасьевский сборник, склонны считать этот мотив не фольклорным, так как он в фольклоре не имеет аналогий. Но, во-первых, эти аналогии есть: в сказке “Грязнавка” (Смирнов А. M. Сборник великорусских сказок Архива Русского географического общества, вып. I, II. Пг., 1917.) имеются куколки, к которым обращаются с той же формулой, что и у Афанасьева: “Вы, кукалки, кушайтя, мое горе слушайтя”. В северной сказке: “У меня в сундуке есть цетыре куколки, как че надо, они тебе помогут”, — говорит мать перед смертью своей дочери (Карнаухова И. В. Сказки и предания Северного края. M, 1934).
Попутно обращаем внимание на то, что куклу эту надо кормить. Во-вторых, куколки широко фигурируют в верованиях самых различных народов, причем аналогия со сказкой довольно точна.
Чтобы лучше понять этот мотив, приведем еще один случай из сказки. В сказке “Князь Данила-Говорило” преследуемая девушка постепенно погружается в землю (т.е. уходит в преисподнюю) и оставляет вместо себя четырех куколок, которые отвечают преследователю за нее ее голосом. В этом случае куколка служит заместителем ушедшего под землю. Именно такую роль куколка играла в верованиях очень многих народов. “Известно, что остяки, гольды, гиляки, орочи, китайцы, а в Европе — мари, чуваши и многие другие народы делали в память умершего члена семьи “деревянного болвана” или куклу, которые считались вместилищем для души покойного. Изображение это кормили всем тем, что ели сами, и вообще ухаживали за ним, как за живым” (Зеленин Д. К.1936, 137). Эта вера — отнюдь не специфическая особенность Сибири или Европы. В Африке у Eime, когда умирает жена и муж женится вторично, он держит в своей хижине куклу, “которая представляет эту жену в потустороннем мире. Ей оказываются всякие почести, чтобы жена на том свете не ревновала к жене на этом свете” (Meinhof 63). В бывшей Нидерландской Новой Гвинее после смерти вырезают фигурку, при помощи которой пророчествуют. Фрэзер подробно описывает, как в куклу заманивают душу больного (Frazer 1911, I, 53-54). Содержа душу больного, кукла могла содержать или представлять душу умершего вообще. Родственники делают небольшую куклу, за которой ухаживают; в этой кукле инкарнируется покойник. Куклу кормят за столом, укладывают спать и т. д. (Харузин 1905, 234).
В Египте это представление отразилось в заупокойном культе. Ю. П. Францов отметил это явление в своей работе о древнеегипетских сказках о верховных жрецах. “В древнеегипетской магии употребление фигурок с магическими целями было широко известно. С тем оттенком, с каким передано употребление фигурок в нашей сказке, в качестве фигурки-помощника, представление получило распространение в заупокойном культе в виде фигурок-помощников “ушебти” или “шауабти”” (Францов 1935, 171-172). И хотя фигурки, о которых идет речь, имеют животный вид, здесь связь все же несомненна, так как человек-предок пришел на смену животному-предку. Как указывает Видеман, фигурки “ушебти” имели вид статуэток. Их клали в могилу умершего, они назывались “ответами” и должны были помогать” в загробном мире (Wiedemann 26).
Все эти материалы показывают, к каким представлениям и обычаям восходит эта куколка. Она представляет собой умершего, ее нужно кормить, и тогда умерший, инкарнированный в этой куколке, будет оказывать помощь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите клавиши Ctrl+Enter. Спасибо, что помогаете делать наш портал лучше!

Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети.

Посмотрите также:
Куколка Отдарок-на-подарок
Сегодня будем делать народную куклу Отдарок-на-подарок. Раньше дети с малых лет умели делать такую к...
Как сделать простую куклу-скрутку
Давненько мы не делали новых народных куколок. А между тем, в книге Галины Дайн "Детский народн...
Кукла Крестец (для святочных гуляний)
Народная кукла Крестец Кукла Крестец — очень символичная и простая в изготовлении. Маленькую куколк...
Конь из ткани (народная тряпичная игрушка)
Конь из ткани (народная тряпичная игрушка) Как вы уже знаете, у нас есть мастер-классы "Солнеч...
Флейта Пана (Кугиклы) своими руками
Я уже писала неоднократно, что очень ценю редкие на нашем сайте мужские мастер-классы. Поэтому с удо...
Кукла "Барыня-Осень"
Вы, наверное, помните фотографии народных кукол Олеси Косыревой.  А сейчас на наш конкурс пришла еще...
Кукла Мотанка
Еще один мастер-класс, как сделать куклу-мотанку, от Анны. "С давних времен люди верили в суще...
Берестяная радость
Еще одна статья в наш обучающий раздел "Техники рукоделия": Поделки из бересты Автор - К...
Предыдущая статья: Следующая статья:

Поделитесь своим мнением
Оставляя комментарий на сайте, Вы соглашаетесь на публикацию и обработку Ваших персональных данных администрацией сайта. Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Свежие записи
 Рубрики
 Вяжем шапочки, шарфики, варежки, перчатки:
Вяжем шапочки
stopor
"Коробочка идей и мастер-классов". Образовательный портал © 2011-2017 ·  Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 69086 от 14.03.2017г. ·

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress
Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: