Эбру. Техника рисунка на воде
Мастер–классы в технике «Эбру» (рисование на воде).
Композиция «Инопланетный малыш»
Автор: Лосева Ксения, 14 лет.
Руководитель: Тимофеева Анна Федоровна, педагог дополнительного образования, Центр «Солнечный», г.Рыбинск, Ярославской обл.
Работа на конкурс поделок «Космос-55».
Эбру – техника рисования на воде, очень интересна и становится все более популярной. Секрет техники заключается в специальном растворе из экстракта листьев растения гевен и красках, которые не растворяются в воде.
Необходимые инструменты и материалы:
- Набор красок для Эбру
- Порошок для приготовления раствора (экстракт растения гевен)
- Веерная кисть
- Пластиковые стаканчики (для красок)
- Стакан для воды
- Шило для Эбру (металлические палочки разной толщины на ручке), вместо них можно использовать деревянные палочки
- Бумага (можно использовать бумагу для принтера)
- Бумажные салфетки
- Лоток прямоугольной формы под размер бумаги.
Готовый раствор выливаем в лоток, краски необходимых цветов разливаем по стаканчикам (немного). Веерной кистью набираем краску синего цвета и, слегка постукивая по пальцам левой руки, разбрызгиваем по поверхности раствора. Промываем кисть в воде, насухо вытираем салфеткой и набираем фиолетовую краску. Разбрызгиваем. Фото 2 – 3
Берем шило и на поверхности раствора начинаем «скручивать» краски (движение руки по спирали то в одну, то в другую сторону). Фото 4
На шило набираем желтую краску и ставим точку в нижней части композиции, начинаем формировать планету. Фото 5
Затем в центр желтого круга добавляем другие цвета (красный, зеленый). Фото 6
Когда планета достигнет необходимого размера, начинаем ее украшать: тонким шилом из центра к краям выводим цветовые линии, получатся лучи. Затем между лучами проводим линии от края к центру. Сформируется узор в виде цветка. Фото 7
На всей поверхности раствора ставим желтые точки и растягиваем их от центра к краям в четырех направлениях. Получились звезды. Фото 8 – 9
Над планетой ставим белое пятно, добавляем розовый цвет и закручиваем по спирали. Тем самым формируем подобие далеких планет и создаем светящийся ореол вокруг будущего инопланетянина. Фото 10 – 11
При помощи шила формируем пятно ярко-розового цвета по размеру нашего инопланетянина. Придаем ему форму: движениями от края пятна отделяем голову от туловища, прорисовываем ручки и разделяем ножки. Фото 12 — 15
В верхней части головы формируем ушки. Фото 16
Тонким шилом создаем нашему малышу глазки, носик и ротик. Фото 17
По желанию на фоне можно добавить маленьких планет и звездочек. Композиция готова. Остался самый ответственный шаг – перенос изображения на бумагу. Лист бумаги осторожно укладываем на поверхность раствора, следим, чтобы под ним не образовались воздушные пузыри. Фото 18
Затем аккуратно берем лист за два уголка и, проводя по бортику лоточка, снимаем. Лист размещаем на ровной поверхности изображением вверх и оставляем до полного высыхания. Фото 19
Готовая композиция! При желании можно оформить в паспарту и рамку.
Рисунок эбру
Работа на наш конкурс, ее прислала Эльвира из Челябинска. Номинация «Учусь быть волшебником».
«Это наша семейная творческая работа. В основном творила дочка Камилла, ей 4 года и 4 месяца.
Эбру (рисование по водной глади) — древнейший способ создания узоров на ткани и бумаге с эффектом мрамирования. Для нее использовали только натуральные кисти из древесины розового кустарника и конского волоса.
Берем умеренно глубокую емкость прямоугольной формы, заполняем водой не до краев. Использовали готовые краски, рекомендуемые для начинающих Artdeco. Но можно использовать краски (бойалар).
Разбрызгиваем, добавляем по каплям краску на воду с помощью кисточки и экспериментируем с узором.
Для получения «чешуйчатого» узора использовали гребень, длина которого соответствовала ширине поддона.
Размещаем на поверхность рисунка лист бумаги. Ждем несколько секунд, давая возможность рисунку прикрепиться к бумаге.
Затем аккуратно снимаем и переворачиваем.
Даем возможность высохнуть. Все, рисунок в технике эбру готов!»
Примечание:
Краски (бойалар)
Краски для эбру включают в себя натуральный пигмент, воду и желчь. Они очень жидкие по консистенции, по сути цветная вода. Для изготовления красок эбру используются следующие нерастворимые пигменты:
Желтый: сернистое соединение природного мышьяка.
Синий: лахорская синька, которую получают из корня растения. Рецепт ее изготовления создан в пакистанском городе Лахор.
Зеленый: соединение синего и желтого. Если много мышьяка, цвет получается ближе к фисташковому, если много синьки – ближе к изумрудному.
Тёмно-синий: особый сорт натуральной синьки.
Черный: печная сажа, собранная вручную. Издавна сажа используется для изготовления чернил. В приготовлении это самая сложная краска. Она очень плохо впитывает воду из-за сажи, которая постоянно поднимается на поверхность воды. Поэтому ее нужно очень долго перемешивать. Чтобы облегчить этот процесс, в раствор добавляют сосновые иголки.
Белый: карбонат свинца (свинцовые белила) в натуральном виде.
Красный: оксид железа из листьев красной капусты.
Это я нашла в интернете, а сами мы использовали краски, рекомендуемые для начинающих — Artdeco.
Фотографии работ
«Цветочки для любимой мамочки». Муратов Родион.
«Семья лебедей». Алексеева Полина.
«Кисти, краски я возьму! Цветочек маме подарю!». Коробов Олег.
«Нарисую бабочку для любимой мамочки». Флегонтова Кира.
Вау! Не ожидала такого чёткого рисунка в конце — думала, будет что-то размазанное, перетекающее друг в друга. Классно =)
А я недавно стены дома красила, добавляла в краску краситель (о, сколько однокоренных разом…). В общем, тоже прикольные узоры получаются, пока размешаешь )))
Я видела однажды на ютубе как делают такие картины, мне показалось, что так могут только профессиональные художники. Это ж надо, чтобы еще и какой то рисунок, сюжет получался.
А вот, оказывается, с техникой эрбу справился даже ребенок! Невероятно! И очень красиво!
Нет, Лариса, данную технику рисования я не пробовала, да с рисованием вообще у меня туго, а вот свирлы в мыле делала, очень увлекательное занятие, я когда увидела, подумала свирлы, а статью прочла и столько вопросов сразу возникло, знаю чтобы краски не смешивались в них добавляют специальные добавки, здесь можно использовать бычью желчь, а вводу добавляют специальный загуститель, поэтому и краски остаются на бумаги, и так без специальных красок воды и навыков этот тип рисования не вполне прост. А далее как в песне: «Все хорошо, все хорошо…..» Но при желании я думаю можно и это древнее искусство освоить. 😀
Прекраснейшая работа, весь этот процесс, чем то напоминает изготовления мыла со свирлами (завитками, разводами).Только не пойму почему авторы МК не указали, что вода для рисования требуется особо приготовленная, а простая, из под крана не подойдет, точно также как и с мыльными свирлами, нужна особая мыльная основа, которая не смешивается друг с другом, а постепенно соединяется. И краски тут нужны специальные, не смешивающие друг с другом, иначе получится невообразимо грязное пятно, так что процесс этот не простой, конечно самое главное необходимо иметь навык с этим типом рисования, тогда получаются великолепные картины и повторить уж точно невозможно, точно также как войти в воду два раза.
Согласна, описание не очень подробное. На первый взгляд кажется, что все просто. Видимо, у авторов большой опыт, поэтому на «мелочах» не акцентируются. Спасибо, что дополнили, Альбина Николаевна! Вы тоже пробовали эту технику? Про мыло такое я тоже не слышала. Вот уж точно — в хэнд-мэйде, как в науке, — нельзя объять необъятное 🙂
Вы пишете, что рисунок на воде — древнейший способ создания узоров на ткани и бумаге с эффектом мрамирования, но я никогда раньше не видела такой красоты. Очень мне стало любопытно, как это рисовать на воде! Получила огромное удовольствие от вашего мастер-класса, спасибо! 🙂
Вот это волшебство! Я понятия не имела, что такое возможно сделать с помощью таких простых вещей! Давайте голосовать уже!)))) *THUMBS UP* *BRAVO*
Голосовать за одну работу? Предлагаю подождать еще участников 🙂
Ну хорошо, только недолго! 😉